Жан Кальвин

Наряду с реформатором Церкви, Мартином Лютером в Германии, французским идеологом реорганизации, доктрины и роли Церкви в государстве стал Жан Кальвин. Жан родился в городе Нуайон, в Пикардии (область во Франции). Его отец, Жерар Ковен был адвокатом, мать, ревностная католичка, умерла рано, и обучение Жана взяла на себя церковь Нуайона. Получив неплохое начальное образование, он продолжил обучение в Париже. Отец Жана готов был принять вступление сына в сан священника, но столкнувшись с проблемами в своих делах, он настоял на его адвокатской карьере. Кальвин изучал право в Орлеане, затем в Бурже, у лучших учителей своего времени. Изучение закона оставило неизгладимый след в мыслях Кальвина. Он видел в законе и положительные стороны, в отличие от Мартина Лютера. Когда отец умер, Жан обратился к богословию и литературе. Его первой книгой была "Комментарий Жана Кальвина о De Clementia".

Жан Кальвин

Кальвин часто посещал гуманистические кружки и собрания богословов, где обсуждались новые идеи. Он изучал греческий и иврит. Вероятно, около 1533 года взгляды Кальвина на католическую Церковь стали меняться, а в 1534 году он окончательно порвал с ней и был вынужден часто менять место жительства, переезжая из города в город. В конце 1524 года Кальвин покинул Францию и укрылся в Базеле, где продолжил свою богословскую работу. Он занялся переводом Библии на французский язык, а свой основной труд на латыне, Кальвин никогда не перестанет пересматривать и развивать на протяжении всей своей жизни. Он мог бы продолжить свою блестящую карьеру как интеллектуал - литератор, но спокойной жизни Жан не искал и он решил уехать в Страсбург. Прямой путь был закрыт из-за войн. Достигнуть своей цели ему представлялось возможным через Женеву. Женева только что приняла Реформацию под влиянием Гийома Фареля и была лояльна к его сподвижникам. Гийом, узнав о присутствии Кальвина в Женеве, решил просить его помощи в решении задачи структурирования Реформации. Кельвин остается в Женеве, пытаясь воплотить свои идеи в жизнь. Кальвин и Фарель выступают против вмешательства в управление городом Церкви. Но добиться своих целей они не смогли и были изгнаны городскими властями в 1538 году. По приглашению реформатора Мартина Бусера Кальвин обосновался в Страсбурге. Это будут три лучших года его жизни. Он трудился в качестве пастора и профессора. Жан часто бывал в обществе интеллектуалов, прогрессивно настроенной элиты. Он женился на молодой вдове Иделетте де Бур, с которой у него родился сын (он умер в младенчестве). Бусер несомненно повлиял на мысли Кальвина. В 1540 году, через двадцать пять лет после Лютера, Кальвин написал свой комментарий к Посланию к римлянам. Он ясно показывает свое, отличное от Лютера понимание слова Божьего: между законом и Евангелием нет непримиримого противостояния. В 1541 году Кальвин опубликовал «Маленький трактат о Тайной вечере», где занял среднюю позицию между непримиримыми Лютером и Ульрихом Цвингли. В том же году появилось первое издание на французском языке христианского института, гораздо более глубокое, чем в 1536 году. Именно в Страсбурге Кальвин получил международное признание. Он сопровождал Бусера на нескольких симпозиумах, организованных Карлом V, чтобы попытаться устранить раскол в Церкви. Там он встретил философа Филиппа Меланхтона, с которым у них завязались тёплые, дружеские отношения. Несмотря на интеллект Меланхтона и такт Бусера, устранить образовавшуюся пропасть между церквями не удалось. В 1540 году большинство в совете Женевы ратовало за возвращение Кальвина в город. Его просили вернуться дважды, в 1540 году и в январе 1541 года. Кальвин прибыл в Женеву только в сентябре 1541 года, думая, что останется в этом городе на шесть месяцев не более, но он пробыл там двадцать три года до конца своей жизни. С первых дней прибывания в Женеве Кальвин усердно трудился над работами по реформации Церкви. Хотя большая часть аристократии и поддерживала его, Кальвин часто чувствовал себя в Женеве неуютно, он ощущал себя иностранцем там вплоть до 1559 года. Городской совет до 1555 года ни раз предъявлял претензии Жану, считая его диктатором в Женеве. На самом деле он никогда не был сторонником религиозной власти над политической. Тысячи проповедей Кальвина были записаны его учениками, но сохранилась только небольшая их часть. В отличие от Лютера, Кальвин опасался средневековых методов чтения Библии (аллегорическое и типологическое ). Он применяет правила чтения светских книг к библейскому тексту. В частности, он осуждает путаницу между буквальным и образным. С 1541 года Кальвин занялся переводом на французский язык труда "Институт христианской религии". Это одна из первых книг систематического богословия, переведенная на французский язык. Посредством этого перевода Кальвин помогает французскому языку укрепиться в Женеве, который затем стал развивается. Работы Кальвина на французском языке очень многочисленны: библейские комментарии, богословские труды, письма и т. д., он один из самых плодовитых французских писателей XVI - го века. Испанец Мигель Сервет преследовался как Римской Церковью, так и реформаторами за свои антитринитарные договоры. Он считал учение о Святой Троице небиблейским и поэтому еретическим. Кальвин осуждает его доктрины. Сервет был арестован в Женеве и сожжен после суда над ним 27 октября 1553 года. Казнь Сервета вызвала спор между Кальвином и Себастьяном Кастеллио, защитником религиозной терпимости. Последователи Реформации Церкви преследовались во Франции в то время. Кальвин не раз призывал своих соотечественников бежать из страны, и они стали массово прибывать в Женеву, население которой удваивается в период с 1545 по 1560 год. С 1555 года ситуация во Франции стала меняться, с более толерантным отношением к реформаторам, стало создаваться всё больше и больше церквей нового типа. В свете этого, Кальвин призвал протестантов оставаться в своей стране. Он поддерживал их своими советами и направлял пасторов в Женевскую академию для обучения. Создание академии в 1559 году способствовало улучшению репутации Женевы. Теологическое образование, полученное там, подчеркивало просвещённость в изучении и толковании Писания.

Академия в Женеве (впоследствии Женевский университет)

Женевская академия была под управлением богослова французского происхождения Теодора Беза. С 1555 года методы просвещения Кальвина в Женеве больше не оспаривались. Он дает публичные уроки в только что основанной Академии. Там он сделал непрерывную выставку книг Библии. Женевская модель образования стала широко использоваться в Европе. В 1559 году приобрёл окончательный вид труд "Наставление в христианской вере", в котором сейчас четыре книги и восемьдесят глав. Он написал множество трактатов (против анабаптистов, развратников, астрологов, реликвий и т. д.). Напряженная и длительная работа подорвала жизненные силы Жана. Он умер 27 мая 1564 года в возрасте пятидесяти пяти лет. Кальвин стоял у истоков радикальной реконструкции Церкви в соответствии с истинным евангельским писанием, его труды послужили раскрытию многих обманов, которыми злоупотребляла католическая церковь.