Юстиниан I

Юстиниан I (Флавий Пётр Савватий Юстиниан), (род. 11 мая 482 года, Тавресий, Македония - умер 14 ноября 565 года, Константинополь, ныне Стамбул, Турция), Византийский император (527–565), известный своей административной реорганизацией правительства империи, и как создатель свода законов, известного под названием Кодекс Юстиниана.

Юстиниан I

Юстиниан родился в небогатой латиноязычной иллирийской семье. Имя "Юстиниан" он позаимствовал у своего дяди, Юстина (император Юстин I), которому был обязан своим продвижением. Будучи еще молодым человеком, Юстиниан отправился в Константинополь, где его дядя в то время занимал высокий военный пост. В столице он получил отличное образование, хотя его греческий так и остался с небольшим акцентом. Когда Юстин стал императором в 518 году, его любимый племянник (Юстиниан) стал оказывать сильное влияние на политику своего пожилого и бездетного дяди, занимая важные должности. В 525 году он получил титул цезаря, а 4 апреля 527 года был назначен соправителем в звании Августа. В то же время его жена, бывшая актриса Феодора, оказавшая на него значительное влияние, была так же коронована. После смерти Юстина I (1 августа 527 года), Юстиниан стал его преемником и единовластным императором. Двумя важными аспектами внешней политики Юстиниана были, продолжение вековой борьбы с Персией и попытка вернуть бывшие римские провинции на Западе из-под контроля варваров. Вступив на престол, Юстиниан отправил войска к Евфрату против армий персидского царя Кавада I. После удачного военного похода, в котором византийский полководец Велизарий добился значительных успехов, а Кавад был убит, в сентябре 531 года было заключено перемирие. С новым правителем Персии был заключен договор о вечном мире в 532 году. Этот договор был в целом выгоден византийцам, они взяли под контроль некоторые области в Малой Азии, однако, Юстиниан должен был выплатить персам субсидию в размере 11 000 фунтов золота, а взамен Хосров I Ануширван (новый правитель Персии) отказался от каких-либо притязаний на Кавказ. Война возобновилась в 540 году, когда Юстиниан почти всю армию отправил в Италию. Узнав о малочисленности армии Византии на Востоке, в 540 году Хосров двинулся в Месопотамию, север Сирии и Византию и систематически грабил ключевые города. Велизарий, вновь был назначен главнокомандующим на Востоке, и в 541 и 542 годах он начал контрнаступление. Война затянулась, так как в регионе началась бубонная чума, недолгие перемирия сменялись ожесточёнными военными действиями с переменным успехом, пока наконец, не было заключено 50-летнее мирное соглашение, вероятно, в конце 561 года. Византия согласилась платить ежегодную дань 30 000 золотых монет, а персы отказались от всех претензий на маленькое христианское царство Лазика (Эгриси, на месте современной Колхиды, Грузия), которое являлось важным оплотом против захватчиков. Юстиниан, таким образом, сохранил свои восточные провинции практически нетронутыми, несмотря на агрессивные действия персидского царя, поэтому его политику на этом фронте вряд ли можно назвать провальной. На Западе Юстиниан считал своим долгом вернуть провинции, потерянные для империи, под предлогом освобождения притесненных католиков, живущих под властью ариан (христианские еретики) в Италии и в Северной Африке. В королевстве вандалов в Северной Африке католики подвергались частым преследованиям. После смерти короля вандалов произошла спорная преемственность, и на трон сел Хильдерих, который стал союзником Константинополя и прекратил преследование католиков, но был свергнут Гелимером в 530 году. Несмотря на значительную оппозицию в этом вопросе со стороны своих генералов и министров, Юстиниан двинул свои войска в Северную Африку, на помощь Хильдериху в июне 533 года. Флот состоящий из около 500 транспортных судов при поддержке 92 военных кораблей отправился в путь, и к марту (534 г.) Велизарий овладел королевством вандалов и подчинил короля Гелимера. Некоторая часть Северной Африки вошла в состав Византийской империи. В Италии, Юстиниан обнаружил ситуацию, аналогичную ситуации в Северной Африке, благоприятную для его амбиций. Римом управлял варвар, остгот Теодорих Великий, который, хотя и был практически независим, но считался номинальным представителем византийского императора. Он был арианцем и, хотя поначалу был толерантным и мудрым правителем, к концу своего правления начал преследовать католиков. У него не было наследника мужского пола, и после его смерти между готами и итальянцами-католиками возник не только антагонизм, но и раскол в рядах самих остготов, некоторые из которых были яростно анти-византийски настроены. Решив, что теперь настала отличная возможность поддержать своих собратьев-католиков и восстановить прямой контроль над провинцией, Юстиниан направил армию во главе с Велизарием для нападения на Сицилию, в то время как посольство византийцев отправилось заручиться поддержкой влиятельных франков, которые поселились в Галлии. После поражения остготского правителя Витигеса и взятия Равенны в 540 году в Италии была восстановлена имперская администрация при префекте претория Афанасия. Тяжёлые финансовые поборы и жестокость солдат сделали новый режим непопулярным. Многие остготы не подчинялись новой власти, и после двух коротких и неудачных правлений Хильдебада и Эрарика, осенью 541 года они провозгласили Тотилу своим королём. Тотила оказался способным лидером и в 542 году перешел в наступление на юге Италии, а в 543 году захватил Неаполь. В 544 году Велизарий был направлен против него с небольшими силами. Остготы брали город за городом, только Равенна, Отранто и Анкона оставались в византийских руках. Велизарий со своей небольшой армией ничего не мог противопоставить натиску варваров, и в 549 году был отозван в Константинополь. Тем временем Тотила взял на себя управление страной. Он надеялся договориться с Юстинианом, но в 552 году против него была направлена мощная армия под командованием евнуха Нарсеса. Тотила был побежден превосходящими силами византийцев и смертельно ранен в битве при Тагине (Буста Галлорум). Нарсес победоносно вошел в Рим. Вскоре после этого он подавил сопротивление остготов на юге от Везувия. Выступления остготов, усиленные франками и алеманнами, которые вторглись в Италию в 553 году, продолжались до 562 года. Юстиниан надеялся восстановить социальное и экономическое благосостояние Италии с помощью ряда мер и санкций, но страна настолько была опустошена войной, что возвращение к нормальной жизни оказалось невозможным при жизни Юстиниана. На северной границе в Балканах римские провинции постоянно сталкивались с нападениями варваров. Фракию, Дакию и Далмацию опустошали булгары и славяне. В 550–551 годах захватчики даже перезимовали на византийской территории. В 559 году к булгарам и славянам присоединились гунны, набеги которых простирались с юга от Фермопил на восток через Фракию к фортификационной стене, защищавшей Константинополь. Ветеран Велизарий спас ситуацию, собрав гражданское ополчение. В 561 году авары присоединились к нападавшим на империю варварам, но Юстиниан сумел избавиться от этой угрозы посредством золотых монет. Атаки варваров из-за Дуная наносили огромный ущерб империи, и, хотя укрепления и оборонительные сооружения уже были построены и укреплены на Балканах и в Греции, новые нападения не были полностью локализованы византийцами. Славянам, а затем и булгарам, в конечном итоге удалось обосноваться в римских провинциях. Неспособность остановить их - одно из критических замечаний, которые иногда выдвигаются против Юстиниана.

Византийская империя 6 век

Широкую известность Юстиниан приобрёл, как законодатель. Он стимулировал юридические исследования, и в 528 году создал комиссию для разработки нового кодекса имперских законов, Кодекса Конституции. Она была опубликована в 529 году, а в 530 году была создана вторая комиссия для кодификации римских юристов. Результаты работы этой комиссии, известной как Digest (ДИГЕСТА), появились в 533 году, как и руководство по правам студентов. Второе издание Кодекса Юстиниана, содержащие собственные законы Юстиниана, было опубликовано в 534 году. Его последующая законодательная работа вышла в 565 году. Большая часть юридической деятельности Юстиниана была вдохновлена и контролировалась Трибонианом, судебным министром императора. Юстиниан был искренне заинтересован в содействии благополучию своих подданных путем искоренения коррупции и обеспечения легкодоступного правосудия. Он проводил контроль над губернаторами провинций и некоторую административную реорганизацию. В то же время было важно обеспечить казну деньгами для различных военных кампаний Юстиниана, особенно на Западе. Эту задачу Юстиниан решал при помощи двух своих министров, сумевших успешно наладить приток золота в казну путём некоторых реформ и нововведений не сильно сказавшихся на благосостоянии простого народа. Первой важной реформой было запрещение продажи государственных должностей в 535 году, так как было ясно, что желание новых губернаторов окупить первоначальные расходы в связи с покупкой приводило к значительному вымогательству средств у местного населения. Были разработаны инструкции для губернаторов провинций, и положения для должностных лиц, чья обязанность по защите города, была усилена, а их юрисдикция расширилась, так что провинциям не нужно было расходовать средства на обращение в губернаторский суд. В то же время произошла реорганизация и в провинциальной системе управления. Эти довольно частичные изменения иногда приводили к ситуациям, в которых, несмотря на усилия Юстиниана, губернатор провинции не желал или был не в состоянии, обеспечить успешное руководство. Не все реформы были приняты народом с одобрением. Попытки правительства поставить общий интерес выше личного, будь то богатых или бедных, были непопулярны. В 532 году общественное недовольство было выражено наиболее резко в Константинополе путём беспорядков и волнений. Народ собрался на ипподроме, призывая к отставке префекта города и двух министров Юстиниана. Император согласился, но толпа к тому времени вышла из-под контроля и, возможно, ситуацией воспользовались заинтересованные в перемене власти стороны. На следующий день племянник покойного императора Анастасия Ипатий был провозглашен императором и был поддержан некоторыми сенаторами. Толпа с ликованием встречала узурпатора на ипподроме. Только два фактора спасли Юстиниана. Феодора убедила его действовать решительно, а генералы, Велизарий и Мундус, собрав оставшиеся верными присяге войска, решительно атаковали толпу на ипподроме. Подоспевший на помощь Нарсес, помог восстановить законную власть, жестоко расправившись с мятежными гражданами. Ипатий был казнен. Восстание едва не стоило Юстиниану его трона. Войны Юстиниана, поддержание эффективной армии и флота, а также его субсидии иностранным державам и варварам были дорогостоящими, как и его строительная программа. Эта программа включала постройку акведуков и мостов, восстановление целых городов, разрушенных землетрясениями (повторяющийся и дорогостоящий проект в течение всего царствования), а также необходимые укрепления и оборонительные сооружения на границах. Были возведены монастыри, детские дома, общежития и церкви. Две из его церквей, Собор Святой Софии и церковь Сергия и Вакха (называемый Маленькая Святая София) до сих пор стоят в Константинополе (ныне Стамбул).

Собор Святой Софии

В Византийской империи, Церковь и государство были неразрывно связаны в качестве основных аспектов единой христианской империи. Поэтому долг Юстиниана, как и последующих византийских императоров, состоял в том , чтобы способствовать благому управлению церкви и поддерживать православное учение. Это объясняет, почему так много его законов подробно рассматривают религиозные проблемы. Например, язычникам, еретикам и самаритянам было запрещено преподавать какой-либо предмет, и, хотя они ценили классическое наследие, Юстиниан изгнал языческих учителей из когда-то знаменитой Академии в Афинах - акция, направленная против язычества, а не из-за непринятия греческой философии. Основной доктринальной проблемой Юстиниана был конфликт между ортодоксальным взглядом, принятым на Совете Халкидона (451), что божественная и человеческая природа сосуществуют во Христе, и Монофизитским учением, подчеркивающее его божественную природу. Монофизизм был широко распространен в Сирии и Египте и был тесно связан с растущими национальными чувствами и негодованием от византийского правления. Юстиниан пытался заставить православных западных епископов прийти к компромиссу с монофизитами, и даже зашел так далеко, что удерживал папу Вигилия против его воли в Константинополе и осуждал некоторые писания важных церковных деятелей в Антиохии в попытке достичь своей цели. Юстиниан ничего не добился в этом вопросе, а между Римом и Константинополем произошел раскол, который продолжался до 610 года. К концу своего правления Юстиниан в некоторой степени вышел из общественных дел и был занят богословскими проблемами. Он даже впал в ересь, когда в конце 564 года издал указ, в котором говорилось, что человеческое тело Христа было нетленным. Это вызвало немедленный протест, и многие церковные деятели отказались подписаться под указом, но дело было прекращено со смертью императора , когда престол перешел к его племяннику Юстину II в 565 году. Юстиниан, как и последующие византийские императоры, считал себя наместником Христа, его империя не знала такого четкого различия между церковью и государством, которое было развито в латинском христианском мире. Юстиниан был человеком с большими взглядами, амбициями и острым умом, неутомимой энергией и необычным пониманием деталей происходящего. Пытаясь восстановить Византийскую империю до территориальных границ Старой Римской империи, Юстиниан преследовал цели почти каждого византийского императора, хотя такие планы были обречены на провал. Не следует забывать, что Юстиниан возобновил византийское правление и эллинское влияние в некоторых частях Италии на несколько веков и что в течение более полувека им было дано разумное правление Северной Африке, из которой пришло спасение Константинополя в лице Ираклия в 610 году. Юридические изыскания Юстиниана, великолепная Великая Церковь (как называли Святую Софию) принесли ему славу на долгие века, а литература, поэзия и философские достижения его современников свидетельствуют о существовании выдающейся цивилизации 6-го века в Восточной Римской империи.