Ян Гус

Ян Гус (родился ок. 1370, Гусинец, Богемия, сейчас Чехия - умер 6 июля 1415 г., Констанц, Германия), религиозный реформатор 15-го века, чья работа была переходным этапом между средневековой и реформационной Церковью, которая опередила лютеранскую Реформацию на целый век. Его взгляды пошатнули власть Церкви, он был осужден за ересь в Констанцском соборе и сожжен на костре.

Ян Гус

Гус родился в бедной семье, в Гусинце на юге Богемии (от сюда и прозвище Гус). Около 1390 года он поступил в Пражский университет, а через два года после его окончания в 1394 году получил степень магистра и начал преподавать в университете, где стал деканом философского факультета в 1401 году. В это время Пражский университет переживал период борьбы с иностранным, главным образом немецким, влиянием, а также интенсивным соперничеством между, с одной стороны, немецкими мыслителями, которые считались врагами церковной реформы, а с другой, чешскими идеологами, которые были склонны к реалистичной философии и поддерживали философские сочинения британского богослова Джона Уиклифа. Гус изучал работы Уиклифа, а затем и его богословские труды, которые были привезены в Прагу в 1401 году. Гус находился под влиянием основополагающих принципов Уиклифа, хотя он никогда не принимал их крайние значения, был особенно впечатлен предложениями Уиклифа о реформе римско-католического духовенства. Церковь владела примерно половиной всей земли в Богемии, а богатство высшего духовенства вызывали ревность и негодование среди бедных священников. Богемское крестьянство также притеснялось церковью. Таким образом, в Богемии появилось потенциальное основание для поддержки любого движения за церковную реформу в то время, когда авторитет самого папства был дискредитирован западным расколом. Попытки реформирования были предприняты чешским королем Карлом IV, а работы Уиклифа были избранным оружием национального реформаторского движения, основанного Яном Миличем из Кромержижа. В 1391 году ученики Милича основали Вифлеемскую часовню в Праге, где публичные проповеди читались на чешском (а не на латыни) в духе учения Милича. С 1402 года Гус заведовал часовней, которая стала центром растущего национального движения за реформы в Богемии. Он все больше погружался в публичные проповеди и в конечном итоге стал популярным лидером этого движения. Несмотря на его обязанности в Вифлеемской часовне, Гус продолжал преподавать в университете факультета искусств и стал кандидатом на степень доктора в теологии. Гус также стал советником архиепископа Праги (Збинека) в 1403 году, это помогло движению реформ получить развитие. В 1403 году учёные немецкого университета составили 45 статей, предположительно выбранных из произведений Уиклифа, и осудил их как еретические. Основным обвинением против учения Уиклифа были его высказывания, что хлеб и вино при причастии сохраняют свое материальное вещество. Уиклиф также объявил, что Писание является единственным источником христианской доктрины. Гус не разделял всех радикальных взглядов Уиклифа, но в главном он был согласен с ним. В течение первых пяти лет правления Збинека в качестве архиепископа Праги его отношение к «евангельской партии» коренным образом изменилось. Противники реформы перетянули его на свою сторону, и в 1407 году он предъявил обвинения в ереси Станиславу и Палечу (последователи Гуса), их схватили и привели в римскую курию для ознакомления с выдвинутыми к ним претензиями. Они вернулись полностью изменив свои богословские взгляды и стали основными противниками реформаторов. Таким образом, как только Гус появился на переднем крае движения за реформы, он вступил в конфликт со своими бывшими друзьями. С 1378 года римско-католическая церковь претерпела раскол, во время которого папская юрисдикция была разделена между двумя папами. Как лидер реформ, Гус без колебаний поссорился с архиепископом Збинеком и получил поддержку чешских учёных в Пражском университете, тогда как немецкие были против него, поддержав архиепископа. В спор вмешался Король Вацлав, и в январе 1409 года, нарушив устав университета, предоставил чешским мыслителям три голоса, а немцам - только один. Результатом этого стала массовая эмиграция немецких учёных из Праги. Осенью 1409 года Гус был избран ректором университета Богемии. Окончательный разрыв между архиепископом Збинеком и Гусом произошел, когда Пизанский собор сверг и Папу Григория XII, власть которого была признана в Богемии, и антипапу Бенедикта XIII, папой был избран Александр V. Однако свергнутые папы сохранили юрисдикцию над некоторыми частями Западной Европы; таким образом, вместо двух стало три папы. Архиепископ и высшее духовенство в Богемии оставались верными Григорию, тогда как Гус и партия реформ признали нового папу. После того, как король прибёг к карательным мерам, для признания Александра V законным Папой в Богемии, архиепископ, посредством большой взятки, убедил Александра запретить проповедовать в частных часовнях, в том числе в Вифлеемской часовне. Гус отказался подчиняться приказу папы, после чего Збинек отлучил его от церкви. Несмотря на это, Гус продолжал проповедовать в Вифлеемской часовне и преподавать в Пражском университете. В 1412 году дело о ереси Гуса, которое было оставлено на некоторое время, было возобновлено из-за нового спора о продаже индульгенций, которые были выпущены преемником Александра, антипапой Иоанном XXIII, для финансирования своей кампании против Григория XII. Их продажа в Богемии вызвала общее негодование, но была одобрена королем Вацлавом, с которым, как обычно, поделились доходами. Гус публично осудил эти расписки о прощении грехов и, тем самым, потерял поддержку Вацлава, что стало губительным для чешского богослова. Гус был вызван для продолжения его дела по ереси, но он отказался предстать перед обвинителями. Под угрозой отлучения оказались все кто укрывал у себя Гуса, чтобы избавить горожан от последствий, Гус добровольно покинул Прагу в октябре 1412 года. Он нашел убежище в южной Чехии в замке своих друзей, и в течение следующих двух лет он занимался литературной деятельностью. Его враги, особенно Станислав и Палеч, написали против него большое количество трактатов, на которые он ответил столь же энергично. Самым важным из его трактатов был De ecclesia (Церковь). Он написал большое количество трактатов на чешском языке и сборник проповедей «Постила». Тем временем Сигизмунд король Венгрии, как новоизбранный (1411) король Германии, увидел возможность обрести престиж в восстановлении церковного единства. Он заставил Иоанна XXIII созвать Констанцский собор, найти окончательное решение в расколе и положить конец всей ереси. Сигизмунд послал эмиссара с приглашением к Гусу присутствовать на совете и объяснить свои взгляды - приглашение, которое Гус, естественно, не хотел принимать, но заручившись обещаниями Сигизмунда о неприкосновенности, Ян Гус отправился в Германию. Чего опасался Ян, то и случилось. Через два дня после его прибытия в Констанц, в ноябре 1414 г., он был арестован и заключен в темницу (с молчаливого согласия Сигизмунда), из которой он уже никогда не выйдет. Враги Гуса преуспели в том, что бы Гус предстал перед Советом в качестве еретика. Все, что он мог получить в свою поддержку, это вмешательство богемской знати, и три открытых слушания, на которых ему было позволено защищаться, где ему удалось опровергнуть некоторые из выдвинутых против него обвинений. Совет призвал Гуса отречься от своих убеждений, чтобы спасти свою жизнь, хотя большинство его членов считали его опасным еретиком и желали ему только смерти. Когда же Ян Гус отказался отречься от своих убеждений, он был приговорен и 6 июля 1415 года сожжен на костре. Было много споров о том, в какой степени Гус был обязан Уиклифу в своих богословских убеждениях. В Констанце он отказался подчиниться требованию совета полностью отказаться от Уиклифа, и он, несомненно, поддержал доктрину о верховенстве библейской власти над католической церковью. Однако взгляды Гуса также могут быть истолкованы и как усилия чешского национального движения за реформы. Последователи и последующие богемские религиозные реформаторы приняли имя Гуситы в честь проповедника, мыслителя, идеолога чешской Реформации, не отказавшегося от своих идей даже перед лицом смерти, Яна Гуса.

Памятник Яну Гусу в Праге